ФЭНДОМ

Самые грустные минуты испытывают миллионы любителей спорта, когда их кумиры уходят с арен. Помните, как горевала Франция после прощания с футболом великих Жюста Фонтэна и Мишеля Платини, Германия - Уве Зейлера и Франца Беккенбауэра, Бразилия и весь мир - Пеле и Гарринчи. В среду вечером все телевизионные каналы планеты в разделе главных событий показали кадры пресс-конференции, на которой, несомненно, лучший баскетболист современности Майкл Джордан официально объявил о своем уходе из большого спорта.
Джордана за его блестящую тринадцатилетнюю карьеру в НБА как только ни называли, но самым верным и ярким оказалось звание "Его Воздушество". Действительно, игрок "Чикаго Буллз" на площадке демонстрировал особое, едва заметное влияние на него земной гравитации. Он парил в воздухе, зависал с мячом, поражая корзину и воображение поклонников баскетбола. Понятно, что у каждого клуба, каждого игрока есть свои болельщики, но как бы ни досаждал их любимцам Майкл Джордан, все сходились во мнении - да, он велик!
За свою карьеру Джордан семь раз становился чемпионом НБА, обладал пятью титулами "самого полезного игрока", 31,5 очка в среднем за матч - таких показателей нет ни у кого.
Но профессиональный спорт тем и отличается от любительского, что, кроме чисто спортивных, есть в нем и финансовые критерии, которые достаточно объективно отражают вклад спортсмена в игру. Так вот, годовой контракт Майкла составлял чуть более 33 миллионов долларов. Как подсчитали статистики, каждая минута пребывания на площадке приносила ему около 10 тысяч долларов. Но личный контракт - это часть айсберга. Великие спортсмены немало зарабатывают на рекламе известных фирм. В общем итоге Джордан получал около 100 миллионов в год. "Разве это выгодно клубу, всему баскетболу платить такие суммы одному игроку?" - спросите вы. Оказывается, еще как выгодно! По подсчетам авторитетного экономического журнала "Форчун", Джордан за годы выступлений в НБА привлек в лигу около десяти миллиардов(!) долларов, а одна только фирма "Найк" продала товаров с его атрибутикой на 2,6 миллиарда долларов.
Читатели "СБ" помнят прошлогоднюю коллизию, возникшую в "Чикаго Буллз", когда Майкл непременным условием продления контракта ставил сохранение на тренерском мостике команды Фила Джексона. Однако генеральный менеджер команды Джери Краузе не посчитался с пожеланиями Его Воздушества и пригласил тренером Тима Флойда. Сегодня имя менеджера с проклятиями склоняют миллионы любителей баскетбола, да и не только они.
Решение Майкла об уходе даже родило специальное заявление американской президентской четы. Хиллари Клинтон как уроженка Чикаго особенно огорчена. В их совместном с Биллом заявлении говорится, что Майкл не только доказал, что человек действительно может летать, но и показал поколениям молодых болельщиков, как оставаться настоящим человеком даже будучи великим чемпионом.
Уходить в 36 лет (Джордану столько исполнится 17 февраля) из баскетбола - это нормально. Думается, нет нужды волноваться о его будущем, оно хорошо обеспечено финансово. Другое дело, что только спустя некоторое время мы с вами осознаем, кого мы потеряли в спорте! Нелегкое положение сейчас у заправил НБА. В срочном порядке надо искать и лепить новую суперзвезду, нового идола баскетбольных болельщиков, иначе о привлеченных Джорданом миллиардах придется только вспоминать, потери от полугодового локаута в НБА покажутся жалкими крохами на этом фоне.